Городская Усадьба на ул. Крестьянской

Главный дом городской усадьбы
Главный дом городской усадьбы

 Крестьянская, ул, д. 10, лит. А, Б, В

Усадьба представляет собой жилой комплекс, архитектурный облик которого сложился на протяжении более полувека с 40-х гг. XIX в. до начала ХХ в. и отразил характерные черты костромской застройки этого периода. Усадьба, включающая главный дом и флигель, соединенные по красной линии улицы воротами, а также надворный флигель, занимает обширную территорию, соседнюю с участком, на котором стояла Борисоглебская церковь (угол с ул. Дзержинского). В 1830-х гг. усадьба принадлежала статскому советнику А.Голохвастову, который около 1841 г. выстроил вместо деревянного кирпичный двухэтажный с полуподвалом и антресолями дом (№ 10 Б). Тогда же сооружены ворота. Дворовая пристройка относится к кон. XIX — нач. ХХ в. Между 1868 и 1872 гг. усадьба была продана капитану 2-го ранга В.П.Смольянинову, который выстроил новый двухэтажный кирпичный флигель (№ 10 А) на месте прежнего деревянного в 1870-х гг. В начале ХХ в. усадьба принадлежала потомственному почетному гражданину купцу П.М.Москвину. По его заказу в 1911 г. был построен деревянный двухэтажный надворный флигель (№ 10 В).

Флигель городской усадьбы
Флигель городской усадьбы

В доме № 10 А в 1919-1923 гг. жил режиссер В.П.Кожич (1896-1955). Родился в Киеве, с 1917 г. работал в театральной труппе Народного дома в Москве, с 1918 г. – актер Костромского драмтеатра, затем перешел в создаваемый в Костроме А.Д. Поповым Театр студийных постановок, став учеником и помощником выдающегося режиссера. В 1929 г. вернулся в Костромской драматический театр в качестве главного режиссера, работал в Костроме до 1931 г., затем работал в Ленинграде.

Главный дом – характерный для Костромы образец представительной жилой застройки в стиле позднего классицизма. Крупный объем под вальмовой кровлей, благодаря двум дворовым боковым выступам, имеет П-образный план. Симметричную композицию нарушает примыкающая к одному из выступов пристройка, завершенная вальмовой кровлей. Фасады дома обладают строгой тектоничностью поэтажного деления с четкими горизонтальными членениями. Первый этаж, отделенный от верхних двумя поясами профилированных карнизов, обработан, за исключением дворового фасада, квадровым рустом. Лишенные обрамлений нижние окна увенчаны массивными гребнями с клинчатыми замками.

Наиболее пышно декорирован второй, парадный этаж. Его высокие прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками и завершены сандриками-полочками с лепными волютообразными кронштейнами. Гладкие стены верхнего этажа, прорезанные небольшими окнами, завершены антаблементом с сочными лепными модульонами и розетками в карнизе.

Главный фасад выделяется более дифференцированной композицией и разнообразным убранством. Центральные пять окон первого этажа объединены ризалитом. По сторонам от него окна образуют трехчастные композиции с более узкими боковыми проемами и тосканскими пилястрами. На втором этаже две пары боковых окон объединены треугольными сандриками – прием, предвосхищающий архитектуру эклектики. Парадный характер этажа подчеркивают балюстрады под окнами.

На боковом фасаде, некогда обращенном к церкви, средняя часть в три оси окон выделена ризалитом на всю высоту дома. Фасады пристройки, за исключением дворовых, аналогично первому этажу основного объема обработаны квадровым рустом, но более мелкого масштаба.

От первоначальной внутренней планировки основных этажей сохранились лишь капитальные стены, позволяющие предположить наличие трехкомнатных анфилад вдоль главного фасада. На втором этаже располагался угловой парадный двусветный зал с хорами, стены которого были отделаны искусственным мрамором. Один из дворовых выступов занят «черной» лестницей (парадная лестница утрачена). Рядом с ней на первом этаже находится хозяйственное помещение (кухня?), перекрытое коробовым сводом со щековыми распалубками над окнами. Аналогичные своды и распалубки применены в помещениях полуподвала. От отделки интерьеров, относящейся к концу XIX — началу ХХ в., сохранились филенчатые двери, тянутые карнизы, лепные потолочные розетки.

Флигель характерен для архитектуры ранней эклектики в провинциальных городах, отличающейся преобладанием приемов и форм позднего классицизма. Почти квадратный в плане объем завершен вальмовой кровлей. Главный фасад с симметричной композицией расчленен двумя профилированными поясами междуэтажного карниза, а по вертикали пилястрами – рустованными на первом этаже и филенчатыми на втором. Пилястры отделяют три центральные оси окон от боковых компартиментов. Окна первого этажа, обрамленные профилированными наличниками, с клинчатыми замками, имеют лучковые перемычки. Верхние арочные окна оформлены рустованными архивольтами. Своеобразными акцентами композиции фасада служат боковые сдвоенные окна, архивольты которых при соединении образуют подобие висячей гирьки. Остальные фасады решены значительно сдержаннее. Все окна имеют лучковые перемычки. Декор ограничен междуэтажным и венчающим карнизами и профилированными наличниками верхних окон.

Первоначальная внутренняя планировка, сильно переделанная на первом этаже, хорошо читается, несмотря на поздние перегородки, на втором этаже. Симметричная относительно поперечной оси, она включает трехкомнатную анфиладу, выходящую окнами на улицу. В интерьере сохранилась одномаршевая деревянная лестница с забежными ступенями, огражденная точеными балясинами. В некоторых комнатах второго этажа уцелели тянутые потолочные карнизы.

Надворный флигель – пример жилого деревянного дома, первоначально обладавшего характерным для кон. XIX — нач. ХХ в. резным убранством фасадов (при ремонте 1950-х гг. заменено новой обшивкой). Основной квадратный в плане объем дополнен прямоугольным прирубом, возможно, более позднего времени, который примыкает сзади со значительным смещением относительно оси здания. Обе части завершены вальмовыми кровлями. Парадный вход на боковом фасаде выделен тамбуром, вынос кровли которого в виде треугольного фронтона поддерживается резными кронштейнами.

Внутренняя планировка обоих этажей одинаковая. Композиционным ядром служат обширные сени – коридор с парадной одномаршевой лестницей. Комнаты, сгруппированные по сторонам сеней, объединены в три анфилады. В интерьере сохранились тянутые карнизы потолков, резные стойки парадной лестницы. Кирпичные оштукатуренные ворота в стиле позднего классицизма состоят из двух квадратных в плане пилонов и двух стенок, прорезанных прямоугольными проемами калиток. Со стороны улицы пилоны обработаны расширяющимися книзу пилястрами, стенки – ленточным рустом. Пилоны завершены импостами, которые, возможно, служили пьедесталами для скульптур лежащих львов.

Усадьба городская. Генплан
Усадьба городская. Генплан: 1. Главный дом 2. Флигель 3. Надворный флигель 4. Ворота

Лит.: В.Н.Иванов, М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 102; В.Н. Бочков. Дом, в котором жил режиссер В.П. Кожич // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР (памятники культуры). Костромская область. Труды 34. М., 1976. С. 55-56. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 1279, л. 43 об.; д. 2497, л. 32 об.; ф. 207, оп. 1, д. 1870, лл. 11-12 об.; д. 5168, лл. 1-5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *